Взято с мото-электро:
В этом материале рассматривается система питания и зарядки аккумулятора мотоцикла с трехфазным генератором без обмотки возбуждения.
Таких мотоциклов подавляющее большинство, если не учитывать советский мотопром, Явы и похожие мотоциклы стран СЭВ.
Отличительный признак - три желтых провода (обычно желтых) выходящих от генератора на решулятор напряжения.
Каковы признаки того, что реле-регулятор (более корректно - регулятор напряжения) мотоцикла вышло из строя?
В FAQ сказано, что основными функциями РР является выпрямление трехфазного напряжения генератора мотоцикла и ограничение напряжения определенным значением, то есть предотвращение завышенного напряжения в бортовой сети мотоцикла. Особой точности в этом нет, поэтому значение этого порога находиться где то в пределах 13,5 - 14,5 Вольт. При исправной электрике, тестер подключенный на клеммы аккумулятора (измерение постоянного напряжения, предел 20В) будет показывать около 13 Вольт на холостых оборотах и 13.5-14.5 на средних, на высоких оборотах дальнейшего роста напряжения в сети мотоцикла быть не должно.
Так работает электрика исправного мотоцикла.
Для начала выяснения исправности электрики нужно понять в каком состоянии генератор Вашего мотоцикла.
Возьмите мультиметр установите его в режим измерения переменного напряжения и выполните три замера на проводах от генератора как показано на картинке.
Уменьшено: 95% от [ 700 на 270 ] — нажмите для просмотра полного изображения
Как гласит надпись, напряжение на холодном двигателе на 5000 об/мин будет находиться в районе 70 Вольт. (картинка из мануала на рядную четверку)
Это при генераторе отключенном от регулятора напряжения. То есть без нагрузки.
Значение напряжения большой роли не играет, но очень важно, чтобы все три измерения были примерно одинаковые.
Важно, чтобы генератор не имел контакта с корпусом мотоцикла. Это значит, что при отсоединенной фишке генератора, ни один из желтых проводов, идущих на генератор не должен показывать какое либо сопротивление (до мегаОм) на корпус мотоцикла. Мерять на заглушенном двигателе в режиме измерения сопротивления.
Если всё написанное выше так, то генератор скорее всего в порядке.
Очень желательно произвести подобный замер при подключенном регуляторе. Если в таком случае равенство всех трех измерений будет нарушено - регулятор смело можно бросать под кровать.
То что значение замеров при подключенном регуляторе значительно меньше, чем при отключенном - это нормально.
На этом со связкой регулятор - генератор всё.
Дальше рассказ о регуляторе.
Итак, неисправность РР бывает двух видов - не выпрямляет и не ограничивает. В жизни это выливаеться в два явления - аккумулятор не заряжаеться и перезаряд аккумулятора.
Итак, как определить?
Нет заряда. Любому понятно, что если "ехал - ехал - встал и погас" то это "электричество кончилось". Может быть конечно и предохранитель сгорел. Тогда это несчастье наступает резко. Когда кончается заряд аккумулятора сначала гаснет свет, потом останавливается двигатель. Какие симптомы незаряда аккумулятора можно увидеть до того, как мотоцикл встанет? Тускнеет свет. Вы ездили-ездили, а стартер крутит плохо.
При нормальном заряде аккумулятора, после старта двигателя, при добавлении оборотов, отчетливо видно, что лампы подсветки /фары добавляют в яркости.
Рано или поздно настанет момент, когда аккумулятор будет разряжен. Лучше (коль настала такая беда), если Вы заранее заметите симптомы незаряда аккумулятора и встретите этот момент в гараже.
Как определить - нет заряда или аккумулятор состарился?
Аккумулятор за вечер не стариться - если батарее пора на свалку, то она начнет терять ёмкость постепенно. Можно заметить, что аккумулятор сам по себе садится за время бездействия мотоцикла или, например, обычная "сигналка" за несколько дней разряжает его так, что стартер даже "не втягивается".
Однако может быть в проводке появилось "подмычка" которая жрет энергию ? Проверьте предохранитель - если он не "жучок", то должен защитить мотоцикл от коротких подмыканий. Место подмычки должно греться сильно и вонять еще сильнее.
%%%%%Теперь проверьте напряжение на клеммах аккумулятора при заведенном двигателе на средних и малых оборотах. (Мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения, на пределе не ниже 20 Вольт). Если напряжение не поднимается выше 13 Вольт - заряда нет.%%%%% Желательно провести такой же замер на плюсовой клемме регулятора (если Вам удастся понять какая именно это клемма из пяти-шести клемм на разъеме). Если результат измерения заметно отличается (в любую сторону), то нужно проверять состояние проводки между регулятором и аккумулятором. Это касается и случаев с перезарядом. (Был прецедент с Бандитом 1200)
Перезаряд аккумулятора. Это несчастье происходит из-за разрушения цепей регуляции напряжения. В сеть мотоцикла проходит всё что нарабатывает генератор. а на больших оборотах это очень даже не мало. Симптомы : греется аккумулятор. в нормальном состоянии аккумулятор не теплее руки.
Лампы мотоцикла горят ярко, перегорают часто. Через какое то время наступает поражение аккумулятора - у него выкипает электролит и он начинает быстро терять емкость и в итоге становится просто кирпичом с клеммами.
Гораздо проще контролировать ситуацию и здоровье электрики мотоцикла тем , у кого есть на "приборке" индикатор заряда. Всегда видно что происходит. Тем же у кого такой роскоши нет могу порекомендовать периодически измерять напряжение в сети мотоцикла.
Обычно реле-регулятор находиться либо в рабочем состоянии либо в полностью "убитом". Случаи не полной работоспособности однако тоже бывают. Приходилось сталкиваться с не полным зарядом. Это когда заряд идет, но не в достаточном объеме. Это тоже причины выхода из строя реле-регулятора. Обычно это происходит из-за разрушения одного из трех плеч выпрямительного моста. Такая ситуация обычно выясняется при проверке генератора (ситуация описана выше).
Мотоциклисту без знаний электрики определить такие поломки часто не легко. Если Вы опасаетесь электричества, то проделайте замер напряжения о котором я написал и ищите мотоэлектрика.
Если думаете о том, что разбираетесь в электрике- заходите на этот форум читайте и пишите.